Осенью 2026 года бизнес ждет значительное повышение налогов, сокращение или отмена налоговых льгот. Причем изменения будут касаться как всех налогоплательщиков вообще, так и отдельных отраслей, специальных режимов и конкретных способов налогового планирования.
Одно из первых предложений бюджетного пакета на 2027 год касается практически любого собственника прибыльного бизнеса.
Предлагается включить в основную налоговую базу по НДФЛ так называемые «пассивные» доходы: дивиденды и другие доходы от долевого участия, проценты по банковским вкладам, доходы от операций с ценными бумагами и цифровыми правами, от продажи имущества и реализации долей, по договорам страхования и дарения.
Сейчас для большинства таких доходов действует отдельная шкала 13–15%. В частности, дивиденды налогового резидента РФ облагаются по ставке 13% в пределах 2,4 млн руб. и 15% с превышения, причем налоговая база по дивидендам считается отдельно от заработной платы и других доходов, облагаемых по прогрессивной шкале.
Если предложение будет принято, ставка по таким доходам с 01.01.2027 года сможет доходить уже до 22%.
1. Насколько подорожают дивиденды.
Предположим, собственник одновременно является директором своей компании, получает заработную плату 1 млн руб. в месяц и 50 млн руб. дивидендов в год.
Сейчас совокупный НДФЛ с этих доходов составляет около 9,4 млн руб.
При объединении заработной платы и дивидендов в одну прогрессивную налоговую базу НДФЛ вырастет примерно до 12 млн руб. Но повышение НДФЛ с пассивных доходов — только одно звено постоянного роста налоговой нагрузки.
До 2015 года НДФЛ с дивидендов составлял 9%, ставка росла до 15% и теперь предлагается ее увеличение до 22%. Налог на прибыль с 2025 года вырос с 20 до 25%. Для значительной части МСП с 2026 года выросли страховые взносы.
С 2026 года полностью исчезло освобождение от НДФЛ при получении действительной стоимости доли при выходе из общества независимо от срока владения долей. А освобождение при продаже долей после пяти лет владения теперь ограничено, в частности, 50 млн руб. налоговой базы.
Причем ужесточаются не только сами правила, но и контроль за оставшимися льготами. Например, в проекте изменений к методике оценки бизнеса ФНС предлагает отдельно выявлять группы компаний, применявшие пониженный тариф страховых взносов для МСП. Для появления такого маркера достаточно формальной связи: участия более 25%, одного собственника в нескольких компаниях, общего директора, родственных связей директоров и ряда других обстоятельств — при условии применения льготы в течение трех предыдущих календарных лет. То есть для появления самого маркера не нужно сначала доказать классический набор признаков дробления.
Поэтому вопрос уже не в том, насколько дороже становится одна конкретная выплата. Нужно заново считать саму модель получения собственником денег.
2. Зарплата может оказаться выгоднее дивидендов.
Возьмем ООО на ОСН с доходом 1 млрд руб. и расходами 900 млн руб. в год. Прибыль — 100 млн руб.
Если из уже заработанной прибыли выплатить собственнику 50 млн руб. дивидендов, сначала организация заплатит 25% налога на прибыль, а потом собственник — НДФЛ с дивидендов.
Если те же 50 млн руб. выплачиваются директору в качестве экономически обоснованного вознаграждения, возникают страховые взносы, зато само вознаграждение и взносы уменьшают налог на прибыль.
При наших исходных данных вариант с вознаграждением директора дает примерно на 6,8 млн руб. меньшую совокупную налоговую нагрузку, чем выплата 50 млн руб. дивидендов.
Причем принципиально результат не меняется и для МСП, которое сохраняет право на пониженный тариф страховых взносов 15%: разница с обычной организацией в нашем примере несущественна.
Разумеется, отсюда не следует, что собственнику нужно просто заменить все дивиденды премией генеральному директору.
Если компания зарабатывает 100 млн руб., а директор начинает получать вознаграждение 80 млн руб. в год, экономическую обоснованность такой модели, скорее всего, придется объяснять в суде.
3. А что кроме зарплаты и дивидендов?
На практике значительная часть налоговой оптимизации получения денег собственником сегодня так или иначе держится на ИП и УСН.
Собственник бизнеса может одновременно быть ИП и получать доход от принадлежащей ему или связанной с ним компании: например, по договору управления, аренды имущества, оказания услуг, агентскому договору и другим основаниям. Налоговый эффект понятен: выплаты в пользу ИП при наличии оснований могут уменьшать налоговую базу компании, а сам ИП уплачивает налог в рамках применяемого им специального налогового режима.
Но дальше все зависит от конкретной модели. Выплаты ИП могут быть переквалифицированы в заработную плату. Расходы компании на выплаты ИП могут быть признаны необоснованными полностью или частично. А сама модель с ИП может рассматриваться как элемент дробления бизнеса, сокрытия выручки или искусственного перераспределения прибыли внутри группы.
Само по себе заключение сделки с взаимозависимым лицом не запрещено. Но налоговые последствия зависят от реальности отношений, экономического смысла выплаты, ее размера, корректности оформления и всей структуры бизнеса.
Поэтому вопрос не в том, можно ли собственнику использовать ИП на УСН. Можно. Вопрос в том, как конкретная модель будет выглядеть при налоговой проверке. И это лучше анализировать до ее внедрения, а не после получения требования или назначения ВНП.
4. Личный фонд как альтернатива не только дивидендам.
Альтернативой прямому получению дохода физическим лицом или через ИП в некоторых случаях может быть личный фонд.
Мы неоднократно писали, что налогообложение личного фонда во многом приближено к налогообложению ИП. Личный фонд может применять ОСН или УСН при соблюдении обычных условий применения специального налогового режима.
Но личный фонд принципиально отличается от ИП: ИП остается тем же физическим лицом, а личный фонд — отдельная организация. Ему могут принадлежать доли и акции компаний, недвижимость, деньги и другие активы, а получаемые им доходы облагаются по правилам, установленным для организаций.
Это позволяет включать личный фонд в структуру бизнеса не только как владельца активов, но и как самостоятельного участника группы. При применении УСН его обычные доходы облагаются в рамках специального налогового режима, а выплаты самому учредителю и его близким родственникам при соблюдении условий п. 18.2 ст. 217 НК РФ НДФЛ не облагаются.
При этом простая замена физического лица личным фондом в качестве участника операционной компании сама по себе большого преимущества может не дать. Если дивиденды физических лиц будут включены в общую прогрессивную шкалу НДФЛ со ставкой до 22%, а действующая 15%-ная ставка для дивидендов личных фондов сохранится, личный фонд может получить существенное преимущество и при обычном получении дивидендов от операционной компании.
Поэтому налоговый эффект личного фонда нужно считать не на одной выплате дивидендов, а на всей структуре: какие активы и функции передаются фонду, какие доходы он получает, какую систему налогообложения применяет и каким образом деньги затем получает собственник.
5. В чем преимущество личного фонда перед ИП.
По отдельным видам доходов личный фонд на УСН уже сейчас может быть налогово выгоднее ИП. Например, с 2026 года проценты по банковским депозитам ИП облагаются НДФЛ независимо от применяемой им системы налогообложения. Если же депозит размещает личный фонд на УСН, процентный доход облагается в рамках УСН: по базовой ставке 6% при объекте «доходы» или 15% при объекте «доходы минус расходы».
Такая же разница может возникать и по другим доходам личного фонда, облагаемым в рамках УСН: например, при продаже долей или акций, при возмездном поручительстве за организацию, участником которой является личный фонд.
Например, при соблюдении условий п. 17.2 ст. 217 НК РФ, включая владение долей более пяти лет, льгота при продаже доли действует только в пределах 50 млн руб. налоговой базы. Если же доля предварительно передана в личный фонд, применяющий УСН с объектом «доходы», ее последующая продажа фондом облагается по ставке 6%.
Понятно, что создавать личный фонд непосредственно перед продажей доли исключительно ради такой экономии — плохая идея. Но сам пример хорошо показывает, что налоговые преимущества личного фонда не ограничиваются возможностью при соблюдении условий о доле пассивных доходов применять ставку по налогу на прибыль 15%. Даже если специальную ставку налога на прибыль личных фондов действительно повысят, УСН у личного фонда остается отдельным инструментом налогового планирования.
Регистрация ИП не отделяет бизнес-активы от собственника, не решает вопрос, что произойдет с бизнесом после его смерти, не позволяет заранее установить сложную систему управления активами и никак не защищает семью от наследственного конфликта.
Личный фонд может решать эти задачи одновременно с налоговым планированием.
6. Структуру придется пересчитывать
За последние несколько лет налоговое планирование меняется постоянно.
Сначала повысился налог на прибыль. Потом изменилась УСН и появился НДС у упрощенцев. Сократились льготы по страховым взносам. Теперь предлагается распространить ставки НДФЛ до 22% на доходы, которые раньше облагались максимум по ставке 15%.
Можно каждый раз просто доплачивать очередной налог.
Но для собственника бизнеса с существенным доходом разумнее периодически задавать другой вопрос: а существующая структура бизнеса и получения денег вообще еще соответствует текущим налогам?
Иногда ответ будет простой: ничего менять не нужно, дополнительные расходы на перестройку и потенциальные налоговые риски окажутся выше экономии. Но в большинстве случаев это не так.
Нормальное налоговое планирование сегодня — не заменить один платеж другим любой ценой, а построить модель, которая одновременно позволяет собственнику получать деньги, не создавать избыточную налоговую нагрузку, сохранять контроль над бизнесом и решать вопросы активов и преемственности.
Универсального решения здесь нет. И две компании с одинаковой выручкой могут получить совершенно разные оптимальные модели в зависимости от состава активов, количества собственников, системы налогообложения, семейной ситуации и планов самого бенефициара.
Мы разрабатываем такие модели структурирования и сопровождаем их реализацию: от расчета налоговых последствий вариантов получения дохода собственником до изменения структуры группы и создания личных фондов.
При этом откладывать пересмотр структуры до момента, когда новые правила уже начнут действовать, не всегда разумно. Чем позже собственник начинает изменения, тем меньше остается доступных вариантов, а сама перестройка может оказаться сложнее и дороже.
Если вы хотите понять, что именно стоит изменить в структуре вашего бизнеса до 2027 года — пишите на info@taxprof.pro.